Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 44274
1.  
i

Одна и та же буква пи­шет­ся на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) т..ни­ро­ва­ние стек­ла, раств..рить­ся
2) разг..реть­ся, проп..ганда
3) дел..гация, заж..га­тель­ный
4) уп..ра­ю­щий­ся, сат..риче­ский
5) загл..деть­ся, сотр..сение мозга.
2.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых про­пу­ще­на буква ё:

1) ш..рох
2) галч..нок
3) рас­корч..вы­вать
4) с плащ..м
5) сте­реж..т
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) во(с/сс)та­нов­ле­ние
2) ки(л/лл)ометр
3) пе(р/рр)он
4) ста­ро­ру(с/сс)кий
5) ра(с/сс)тя­ги­вать
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) рубаш..нка
2) ч..рст­вый
3) изж..га
4) вы­корч..вать
5) с плющ..м
5.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых на месте про­пус­ков пи­шет­ся одна и та же буква:

1) ц..ко­ри­е­вый, ц..левой
2) д..яволь­ский, с..ехав­ший
3) тон­кие спиц.., об..скали
4) контр..гра, про­винц..я
5) све­жий кулич.., не переч.. отцу
6.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) по­слань..це
2) марл..вый
3) забол..вать
4) ве­те­роч..к
5) не­до­верч..вый
7.  
i

Пи­шет­ся Е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) рас­кач..нный гамак
2) ты куп..шь его
3) об­ра­ба­ты­ва..мый
4) пред­вид..вший опас­ность
5) он всё ис­порт..т
8.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Корм­ле..ые ло­ша­ди ждали всад­ни­ков у плет­ня.

Б.   Эта сто­ро­на улицы хо­ро­шо осве­ще..а фо­на­ря­ми.

В.   Ста­тья не­мно­го слож­на и за­пу­та.. а.

Г.   Одер­жа..ая по­бе­да была для всех боль­шой ра­до­стью.

1)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия (или при­ла­га­тель­но­го), об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла со­вер­шен­но­го вида.

2)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ча­стия, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого с за­ви­си­мым сло­вом.

3)  Одна буква н пи­шет­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от гла­го­ла не­со­вер­шен­но­го вида и упо­треблённого без за­ви­си­мо­го слова.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го имеет две буквы н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

6)  Две буквы н пи­шут­ся в пол­ной форме при­ла­га­тель­но­го, об­ра­зо­ван­но­го от су­ще­стви­тель­но­го с по­мо­щью суф­фик­са -енн-.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) весь­ма (не)лёгкое дело, (не)рас­крыв­ший­ся цве­ток
2) чай (не)выпит (не)кра­си­вая, но оба­я­тель­ная де­воч­ка
3) при­е­хал (не)ожи­дан­но; (не)по­бе­да, а по­ра­же­ние
4) (не)сму­тил­ся, от­нюдь (не)зна­ко­мый марш­рут
5) едва (не)опоз­дав­ший на поезд, (не)объ­яс­нив
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Когда бы мы 1)н.. об­ра­ти­лись к фельд­ше­ру, он 2)н.. разу 3)н.. от­ка­зал нам в по­мо­щи. Мы 4)н.. могли 5)н.. на­пи­сать об этом в ре­дак­цию об­ласт­ной га­зе­ты.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)окруж­но­сти
2) (моно)куль­ту­ра
3) (ши­ро­ко)лобый
4) (зо­ло­ти­сто)жёлтый
5) сви­стеть (по)пти­чьи
12.  
i

Раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) (В)след­ствие ран­них за­мо­роз­ков ра­бо­ты в саду пре­кра­ти­лись.
2) Иван (то)же не­пло­хой шах­ма­тист.
3) Денег у нас было (в)обрез.
4) Се­год­ня мы то­ро­пи­лись (на)встре­чу с ко­ман­дой из со­сед­не­го ла­ге­ря.
5) От ин­тер­вью он (на)отрез от­ка­зал­ся.
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Озёрные трост­ни­ки_ слов­но вол­ну­ю­ще­е­ся поле по­жел­тев­шей пше­ни­цы.
2) Фольк­лор­ный пер­со­наж Зюзя_ это бог зимы у наших пред­ков в до­хри­сти­ан­ские вре­ме­на.
3) Твой долг_ учить­ся в пол­ную силу.
4) Трам­ваи, люди в штат­ском, афиши и улицы без еди­но­го раз­ру­шен­но­го дома_ всё ка­за­лось уди­ви­тель­ным в пер­вые по­сле­во­ен­ные годы.
5) Пра­во­су­дие_ есть ос­но­ва­ние всех об­ще­ствен­ных доб­ро­де­те­лей.
14.  
i

В каких пред­ло­же­ни­ях рас­ста­нов­ка зна­ков пре­пи­на­ния со­от­вет­ству­ет при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[..., |де­е­при­част­ный обо­рот|].

1) Перед нами от­кры­лась боль­шая по­ля­на за­ли­тая мяг­ким све­том луны.
2) Нам очень быст­ро уда­лось раз­жечь костёр не­смот­ря на сырую по­го­ду.
3) Он ча­са­ми сидел в ар­хи­вах с вол­не­ни­ем пе­ре­би­рая хруп­кие от вре­ме­ни листы.
4) Солн­це сто­я­ло над самой чер­той земли окра­ши­вая пыль в яркий пур­пур­ный цвет.
5) Я опять со­гла­сил­ся по­мочь Тане с ре­фе­ра­том и сей­час ра­бо­таю над ним не по­кла­дая рук.
15.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Возле га­зе­ты сто­я­ла Света Жур­ки­на уче­ни­ца седь­мо­го «Б» клас­са и пе­ре­пи­сы­ва­ла что-то в тет­рад­ку.
2) Сест­ра не­уже­ли я уни­жусь до пе­ре­го­во­ров с оскор­бив­шим тебя не­го­дя­ем?
3) Ге­не­ра­ла Ано­со­ва не­смот­ря на его про­те­сты сёстры за­ста­ви­ли на­деть паль­то и уку­та­ли его ноги тёплым пле­дом.
4) Раз­го­рячённые быст­рой ходь­бой мы очень хо­те­ли пить.
5) Придя домой я стала пе­ре­би­рать в па­мя­ти все про­изо­шед­шие днём со­бы­тия.
16.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Его ис­кус­ство _ бес­смерт­но и не­по­сти­жи­мо.
2) По­рос­шие тра­вой за­ли­вы _ лю­би­мое место оби­та­ния ка­ра­ся.
3) Книга _ одно из средств ма­те­ри­а­ли­за­ции че­ло­ве­че­ской мысли.
4) Всё во­круг: двор, пруд, мо­ло­дой голый бе­рез­няк, боль­шое поле с толь­ко что вы­пав­шим сне­гом _ вы­гля­де­ло по-осен­не­му не­уют­но, без­жиз­нен­но и скуч­но.
5) Его ответ _ как гром среди яс­но­го неба.
17.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Оси­но­вый лес _ не­обык­но­вен­но кра­сив зимою.
2) Всюду: на ли­стьях, на цве­тах, на стеб­лях травы _ по­вис­ли кро­шеч­ные во­дя­ные капли.
3) Его му­зы­ка _ как небо над землёй.
4) Глу­харь _ одна из древ­ней­ших птиц на земле.
5) Хонсю _ круп­ный япон­ский ост­ров.
18.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|... ].

1) В воз­ду­хе тре­пе­щет зо­ло­тая па­у­ти­на спле­та­ясь в про­зрач­ные узоры.
2) Толь­ко ред­кие звёзды туск­ло мер­ца­ю­щие сквозь об­ла­ка ука­зы­ва­ли нам путь.
3) Много ди­ко­го ви­но­гра­да цеп­ляв­ше­го­ся за дру­гие рас­те­ния росло в ста­ром саду.
4) Ветер гнал тихо шур­ша­щий и по­ка­лы­ва­ю­щий лицо сне­жок.
5) На ули­цах Ам­стер­да­ма паль­мы за­бот­ли­во укры­тые на зиму го­ро­жа­на­ми яв­ля­ют­ся одной из его до­сто­при­ме­ча­тель­но­стей.
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) С этим утвер­жде­ни­ем по­жа­луй можно было бы со­гла­сить­ся.
2) В от­чиз­не нашей к сча­стью есть не­ма­ло вы­со­ких жен­ских душ.
3) Ведь это всё так ска­зать для на­ше­го блага де­ла­ет­ся.
4) В раз­ви­тии науки не может быть оста­нов­ки.
5) Во­ро­бьи ко­то­рые толь­ко ищут по­во­да чтобы по­ссо­рить­ся силь­ны од­на­ко своим со­дру­же­ством.
20.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Мне ка­жет­ся что они не так уж и под­хо­ди­ли друг другу.
2) О ней ко­неч­но слы­ша­ли мно­гие но ви­де­ли её толь­ко не­ко­то­рые спе­ци­а­ли­сты.
3) За­ня­тие жи­во­пи­сью было по мне­нию отца вред­ным ба­лов­ством.
4) Никто од­на­ко не знал где он живёт.
5) Он как будто ни­ко­го не узна­вал.
21.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Ты может быть оста­нешь­ся здесь на­все­гда?
2) В зале вдруг по­тем­не­ло точно су­мер­ки сразу опу­сти­лись на землю.
3) Од­на­ко эти вы­во­ды тре­бу­ют до­пол­ни­тель­но­го ис­сле­до­ва­ния.
4) Люди к со­жа­ле­нию мало чер­па­ют зна­ний из серьёзных книг.
5) За окном ту­ма­нил­ся серый день и ка­за­лось что он не кон­чит­ся ни­ко­гда.
22.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Пуш­кин по вос­по­ми­на­ни­ям со­вре­мен­ни­ков был дру­жен с семьёй ге­не­ра­ла Ра­ев­ско­го.
2) Од­на­ко он не спе­шил пуб­ли­ко­вать свои труды.
3) К со­жа­ле­нию в лесу гри­бов почти не было.
4) Это про­сто не­по­нят­ный слу­чай.
5) Дятел молча ра­бо­тал клю­вом и ка­за­лось кла­нял­ся лес­ни­ку.
23.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях не рас­став­ле­ны):

1) А я на­при­мер очень не люблю раз­го­вор­чи­вых так­си­стов.
2) Зо­ло­тые ряды об­ла­ков вдали ка­за­лось ожи­да­ли солн­ца.
3) Было оче­вид­но что воз­мож­но­сти по­бы­вать в ак­ва­пар­ке у нас нет.
4) Ин­те­рес они про­яв­ля­ют ис­клю­чи­тель­но к этой про­бле­ме.
5) Сколь­ко сил и средств вло­жил он в этот уча­сток знает по­жа­луй толь­ко его семья.
24.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Уже рас­све­та­ло_ и вче­раш­ний туман робко жался к ку­стам_ и коч­кам_ и при­гор­кам.
2) Чи­та­ешь эту книгу_ и ра­ду­ешь­ся живой_ и сво­бод­ной игре мысли, яс­но­сти_ и кра­со­те слога.
3) Ма­шень­ка вы­зва­лась по­ка­зать ему и садик_ и ого­род_ и цвет­ник.
4) Рас­плыв­ча­ты­ми пят­на­ми све­ти­лись в ту­ма­не окна фельд­шер­ско­го до­ми­ка_ да ке­ро­си­но­вый фо­нарь у ворот.
5) С холма были·хо­ро­шо видны дома_ и мо­сти­ки, вы­со­кие ко­лод­цы_ и без­воль­но по­ник­шие ивы.
25.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Все лица на­хму­ри­лись_ и в ти­ши­не по­слы­ша­лось крях­те­нье_ и по­каш­ли­ва­ние Ку­ту­зо­ва.
2) За свою жизнь я на вер­ши­ны гор под­ни­мал­ся_ и по реке на бай­дар­ке пла­вал_ и в пе­ще­ры лазил.
3) Этот степ­ной про­стор при­вле­ка­ет не­из­вест­но­стью_ и про­буж­да­ет в душе жажду пу­те­ше­ствий_ полётов_ и от­кры­тий.
4) Меня могли вы­ру­чить или чудо_ или по­мощь дру­зей_ или упор­ный труд.
5) Она мо­ло­да_ и кра­си­ва, умна_ и ни­чуть не за­нос­чи­ва.
26.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) Он взял свои лыжи стя­ну­тые ре­меш­ка­ми и мед­лен­но пошёл на стан­цию.
2) За­на­вес на сцене не под­ни­мал­ся и всё ещё иг­ра­ли увер­тю­ру.
3) Сколь­зи­ли по ка­на­лу ла­ки­ро­ван­ные бай­дар­ки и с бе­ре­га за ними на­блю­да­ли лю­бо­пыт­ные про­хо­жие.
4) Кры­лья у гуся были рас­то­пы­ре­ны и клюв рас­крыт.
5) Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.
27.  
i

Ука­жи­те слова, об­ра­зо­ван­ные одним и тем же спо­со­бом:

1) око­ло­зем­ный
2) пред­пле­чье
3) сверх­за­да­ча
4) из­ле­че­ние
5) на­ут­ро
28.  
i

Ука­жи­те слова, об­ра­зо­ван­ные одним и тем же спо­со­бом:

1) ма­ло­по­нят­ный
2) жиз­не­спо­соб­ность
3) во­до­хра­ни­ли­ще
4) пя­ти­бо­рец
5) свое­воль­ный
29.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) 1) Из­ред­ка вда­ле­ке вспы­хи­ва­ет мол­ния и слы­шит­ся сла­бый гул.
2) 2) Как это верно за­ме­че­но, что, когда че­ло­век весь отдаётся лжи, его остав­ля­ют ум и та­лант.
3) 3) Не могу пе­ре­дать сло­ва­ми, как я счаст­ли­ва и как хо­ро­шо у меня на душе!
4) 4) Де­душ­ки­на изба сто­я­ла на бе­ре­гу речки и не было рядом ни од­но­го дома.
5) 5) Услы­шав как на пу­стой ве­ран­де зво­нит те­ле­фон, со­се­ди за­бес­по­ко­и­лись.
30.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях :

1) Си­ноп­ти­ки обе­ща­ли по­хо­ло­да­ние и мо­ро­зы не за­ста­ви­ли себя ждать.
2) Про­сы­па­ет­ся Егор, когда са­дит­ся солн­це и когда всё во­круг на­пол­ня­ет­ся ту­ман­ным блес­ком , а река ста­но­вит­ся зо­ло­той.
3) Шопен делал такие быст­рые успе­хи в фор­те­пьян­ной игре, что когда юному му­зы­кан­ту ис­пол­ни­лось две­на­дцать лет, учи­тель пе­ре­стал да­вать ему уроки.
4) В сенях пахло све­жи­ми яб­ло­ка­ми и ви­се­ли вол­чьи и лисьи шкуры.
5) Солн­це при­гре­ва­ло так силь­но, что ста­но­ви­лось жарко, и лучи его были так ярки, что боль­но было смо­треть на сталь шты­ков.
31.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Алек­сандра Яко­влев­на при­зна­ва­лась мне, что , когда идёт за по­куп­ка­ми в зна­ко­мые лавки, то нрав­ствен­ но пе­ре­но­сит­ся в осо­бый мир.
2) Спят за­му­чен­ные тяжёлыми пе­ре­хо­да­ми ка­за­ки и про­вод­ни­ки и не может уснуть толь­ко он один .
3) Илья сел на вёсла, чтобы не тре­во­жить ти­ши­ну гро­хо­том мо­то­ра и стал под­гре­бать к тому месту, где были по­став­ле­ны сети.
4) А утром всё так же ре­ве­ло седое море и рвал па­ру­са ура­ган­ный ветер.
5) 5) Я по­ин­те­ре­со­вал­ся , кто такой Ко­чет­ков и зачем он нужен при нашем раз­го­во­ре.
32.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Толь­ко по лёгкому ру­мян­цу можно было до­га­дать­ся, что она нерв­ни­ча­ет и по­нять, что она не от­ве­ча­ет, чтобы не вы­дать сво­е­го вол­не­ния.
2) Никто не пре­ду­пре­дил его о том, куда его ведут и что будут с ним де­лать.
3) Идеи, ко­то­рые овла­де­ва­ют нашей мыс­лью, и к ко­то­рым разум при­ко­вы­ва­ет нашу со­весть, часто ста­но­вят­ся глав­ным сдер­жи­ва­ю­щим фак­то­ром.
4) Видя что Да­ни­лов от­лич­но справ­ля­ет­ся и без него, ин­же­нер от ру­ко­вод­ства про­ек­том устра­нил­ся.
5) По мно­го­лет­не­му опыту Южин знал, что, как толь­ко на­чи­на­ешь ис­кать ви­но­ва­то­го, а не при­чи­ну ава­рии, дело без­надёжно за­пу­ты­ва­ет­ся.
33.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сон сол­дат может про­дол­жать­ся не более двух часов, по­то­му что, когда ло­ша­ди от­дох­нут, обоз дви­нет­ся даль­ше.
2) Шла она мед­лен­ной по­ход­кой че­ло­ве­ка, ко­то­рый очень устал или ко­то­рый глу- боко за­ду­мал­ся.
3) Наша жизнь про­хо­дит в стрем­ле­нии к тому, чего у нас нет и в со­жа­ле­нии о том, чего у нас боль­ше не будет.
4) Осо­бен­но мне нра­вит­ся ноч­ное пение со­ло­вья, когда над го­ло­вой сияют звёзды и во­круг всё при­мол­ка­ет.
5) Ва­нюш­ка протёр ку­лач­ком глаза, по­пла­кал и, видя что к нему никто не идёт, сам по­ко­вы­лял к дому.
34.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пи­са­тель­ство одно из самых за­ман­чи­вых и од­но­вре­мен­но самых тяжёлых за­ня­тий в мире.
2) «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» есть не толь­ко со­зда­ние ве­ли­ко­го учёного, но и по­двиг чест­но­го че­ло­ве­ка.
3) На ли­стьях де­ре­вьев, на траве, на кры­шах домов и са­ра­ев, по­кры­тых ка­мы­шом, всюду до по­лу­дня ле­жа­ла обиль­ная роса.
4) По­ве­де­ние На­гуль­но­ва все рас­це­ни­ва­ли по-раз­но­му: кто-то одоб­рял, кто-то по­ри­цал, кто-то сдер­жан­но по­мал­ки­вал.
5) Хо­чешь до­бить­ся успе­ха — при­ло­жи мак­си­мум уси­лий.
35.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) «Да, это тот самый дуб», — по­ду­мал князь Ан­дрей.
2) «Вы здесь? — спро­си­ла она — а мы вас ищем».
3) Не за­бы­вай­те слова Дер­жа­ви­на о том, что: «Чрез­мер­ная по­хва­ла — на­смеш­ка».
4) — По­жа­луй­ста, не плачь­те, — по­про­си­ла де­вуш­ка. — Сей­час дам вам адрес.
5) «От­ку­да ты? Где был? — за­сы­пал я Дерсу сво­и­ми во­про­са­ми и по­про­сил: — Рас­ска­зы­вай обо всём по­дроб­но».
36.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Вся ис­то­рия Ев­ро­пы в XIX веке есть не что иное_ как ис­то­рия разо­ча­ро­ва­ния в ра­ци­о­на­ли­сти­че­ских иде­а­лах XVIII века.
2) Ма­ши­на вста­ла_ как вко­пан­ная.
3) Что вы ска­же­те о че­ло­ве­ке, ко­то­рый еже­днев­но от­прав­ля­ет­ся на по­двиг_ как ходят на служ­бу?
4) Это со­сто­я­ние было_ как об­мо­рок.
5) Роман за­ду­ман Пуш­ки­ным_ как ши­ро­кая ис­то­ри­че­ская кар­ти­на.
37.  
i

Ука­жи­те сло­во­со­че­та­ния, в ко­то­рых есть не­пра­виль­но об­ра­зо­ван­ные формы слов:

1) чашки без блюд­цев
2) более луч­ший актёр
3) в две ты­ся­чи пят­на­дца­том году
4) о сколь­ких то­ва­ри­щах
5) всех по­беж­ду
38.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Изоб­ра­же­ния ге­пар­дов трак­ту­ют­ся на древ­не­еги­пет­ских фрес­ках и ба­ре­лье­фах_ как сим­вол храб­ро­сти.
2) Ле­ген­да о ве­ли­ком по­то­пе есть не что иное_ как ги­по­те­за ка­ко­го-ни­будь древ­не­го учёного о спо­со­бе об­ра­зо­ва­ния про­ли­вов между ост­ро­ва­ми.
3) По­сре­ди пло­ща­ди, утрам­бо­ван­ной_ как мо­сто­вая_ стоит до­ща­тое со­ору­же­ние.
4) Сёстры бро­си­лись об­ни­мать­ся_ как будто они не ви­де­лись не­сколь­ко ме­ся­цев.
5) В Во­лог­де были рас­про­стра­не­ны_ как пар­ная тех­ни­ка пле­те­ния кру­жев_ так и сцеп­ная.
39.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) По­лез­но чи­стить зубы пас­той, со­дер­жа­щей_ как фтор_ так и каль­ций.
2) В кафе почти пусто_ как на сцене во время ан­трак­та.
3) Не­боль­шой са­на­то­рий в под­мос­ков­ных лесах был пе­ре­дан нам_ как на­уч­но-иссле­до­ва­тель­ская база.
4) Пер­вым слово «ар­хе­тип» ввёл в на­уч­ный обо­рот не кто иной_ как Кант.
5) И Борис_ как че­ло­век на­ход­чи­вый_ тот­час вос­поль­зо­вал­ся ис­клю­чи­тель­но­стью сво­е­го по­ло­же­ния.
40.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Мы вос­при­ни­ма­ем Лер­мон­то­ва_ как пре­ем­ни­ка Пуш­ки­на.
2) Отец_ как страст­ный по­клон­ник ис­кус­ства_ имел об­шир­ные зна­ком­ства в среде актѐров и пи­са­те­лей.
3) Тро­фи­мов вошѐл в ком­на­ту мягко_ как кошка_ и оста­но­вил­ся у окна.
4) Ху­дож­ни­ку оди­на­ко­во хо­ро­шо уда­ют­ся_ как порт­ре­ты_ так и пей­за­жи и на­тюр­мор­ты.
5) Гро­мо­вой удар раз­дал­ся в дру­гой раз гром­че и ближе, и дождь хлы­нул_ как из ведра.
41.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

Я по­про­сил раз­ре­ше­ния у сво­е­го стро­го­го 1)_ и свое­воль­но­го отца со­брать хво­рост 2)_ и раз­ве­сти огонь 3)_ и 4)_ когда, к моему удив­ле­нию, он всё-таки дал поз­во­ле­ние, пе­ре­до мной воз­ник­ла ещё одна про­бле­ма 5 )_ нужно было уго­во­рить отца по­мочь мне.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
42.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

В би­нокль я уви­дел 1) _ во­круг рас­сти­ла­лись ров­ные поля, но 2) _ если при­гля­деть­ся 3) _ то

на огром­ном сером про­стран­стве 4)_ сли­вав­шем­ся с пас­мур­ным небом 5)_ можно было раз­ли­чить че­ре­пич­ные крыши ферм, из­го­ро­ди, вер­ши­ны де­ре­вьев.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
43.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Тогда давай сде­ла­ем так 1)_ я пойду в биб­лио­те­ку, чтобы кое-что по­смот­реть 2)_ а 3)_ когда вер­нусь, то мы 4)_ вме­сте за­кон­чив убор­ку 5)_ пойдём с тобой в кино.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
44.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

Ма­лень­кая сне­жин­ка nри­лип­ла сна­ру­жи к стек­лу1)_ и 2)_ если вни­ма­тель­но по­смот­реть на неё3)_ по­дой­дя к окну вплот­ную 4)_ то можно уви­деть 5)_ она пред­став­ля­ет собой тон­чай­шее со­еди­не­ние кри­стал­лов.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
45.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Все молча си­де­ли в опу­стев­шей ком­на­те1)_ и2)_ хотя мы рас­ста­ва­лись всего лишь на лето, было ясно3)_ нам будет не хва­тать и этого при­ютив­ше­го нас дома4)_ и друг друга5)_ и род­ни­ко­вой ти­ши­ны окрест­ных лесов.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
46.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Ни­ки­та проснул­ся с пред­чув­стви­ем сча­стья, по­то­му что дол­жен был на­ко­нец прий­ти обоз с обе­щан­ным дедом Ни­ки­фо­ром по­дар­ком. (2) Маль­чик по­ско­рее одел­ся и вышел во двор.

(3) Утро было ясное и мо­роз­ное. (4) Над всей де­рев­ней сто­я­ли стол­бы си­не­го дыма. (5) За ночь на де­ре­вьях ещё гуще лёг иней, а огром­ные то­по­ля над пру­дом со­всем опу­сти­ли за­сне­жен­ные ветви.

(6) Вско­ре Ни­ки­та уви­дел, что на до­ро­ге, пра­вее де­рев­ни, по­яви­лись возы. (7) Один за дру­гим они вы­полз­ли из овраж­ка и по­пле­лись по до­ро­ге вдоль пруда к пло­ти­не. (8) Всего в обозе было шест­на­дцать саней. (9) Ло­ша­ди шли бодро, хло­па­ли кнуты, пар стоял над обо­зом.

(10) Пер­вым въе­хал на двор во главе обоза Ни­ки­фор, ко­ре­на­стый ста­рик в ва­лен­ках, об­мо­тан­ных верёвками. (11) Он обер­нул­ся и крик­нул тем, кто был по­за­ди:

(12)  — Эй, за­во­ра­чи­вай к ам­ба­рам, а по­след­ний воз к дому.

(13) Когда этот воз при­бли­зил­ся, Ни­ки­та не сразу понял, что на нём лежит. (14) Это было что-то боль­шое, стран­ной формы, зелёное, с длин­ной крас­ной по­ло­сой. (15) У маль­чи­ка за­би­лось серд­це. (16) На санях ле­жа­ла, скри­пя и по­ка­чи­ва­ясь, двухвёсель­ная кру­то­но­сая лодка. (17) Сбоку лодки из саней тор­ча­ли два зелёных весла и мачта с мед­ной ма­ков­кой на конце.

(18) Так вот какой был по­да­рок, обе­щан­ный дедом Ни­ки­фо­ром!

Най­ди­те в 6-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром зву­ков боль­ше, чем букв. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

47.  
i

Ука­жи­те, какие сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные це­поч­ки со­став­ле­ны пра­виль­но:

1) за­быть → за­бы­вать → за­бы­вать­ся
2) гу­стой → за­гу­стеть→ за­гу­сте­лый
3) клей → за­кле­ить → за­кле­и­вать
4) мут­ный → мут­неть → по­мут­не­ние
5) друг → дру­же­ский → по-дру­же­ски
48.  
i

Пра­виль­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Си­но­ни­мы не могут раз­ли­чать­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой.
2) Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная норма ре­гу­ли­ру­ет выбор мор­фем, их раз­ме­ще­ние и со­еди­не­ние в со­ста­ве слова.
3) По со­ста­ву имена чис­ли­тель­ные де­лят­ся на про­стые, слож­ные и со­став­ные.
4) Гла­го­лы иг­рать и бе­жать от­но­сят­ся к од­но­му спря­же­нию.
5) В пред­ло­же­нии Перед кол­лек­ти­вом по­став­ле­на за­да­ча до­би­вать­ся сни­же­ния за­трат со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое.
49.  
i

Ре­че­вые нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот хо­лод­ный и вет­ре­ный день ветер не уни­мал­ся целый день.
2) Мой друг из­ме­нил­ся за эти годы до не­узна­ва­е­мо­сти.
3) В по­след­ние годы почти все пу­сты­ри в нашем рай­о­не были за­стро­е­ны.
4) Рань­ше я до­воль­но часто по­се­щал чи­та­тель­ский зал.
5) Вес и раз­ме­ры этого груза со­от­вет­ство­ва­ли норме.
50.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Новые (кор­пу­сы, кор­пу­са) об­ще­жи­тия были по­стро­е­ны всего за год.
2) (Бли­жей­ший, бли­жай­ший) мед­пункт на­хо­дит­ся в ки­ло­мет­ре от нас.
3) В ме­ди­а­клас­сах могут од­но­вре­мен­но за­ни­мать­ся около (по­лу­то­рас­та, пол­то­рас­та) че­ло­век.
4) На празд­ни­ке я (кое с кем, с кое-кем) по­зна­ко­мил­ся.
5) До на­ступ­ле­ния за­мо­роз­ков нужно (сгреб­ти, сгре­сти) все ли­стья и сжечь.
51.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых перед как ста­вит­ся за­пя­тая:

1) Пе­ре­до мной ши­ро­кий мир лежит как на ла­до­ни.
2) На­ступ­ле­ние шло имен­но так как было преду­смот­ре­но в штабе.
3) По­ро­ша как белая июнь­ская ночь.
4) Ло­жи­лись на бу­ма­ге стро­ки как пулемётная стро­ка.
5) Ли­по­вый цвет в на­ро­де из­дав­на ис­поль­зо­вал­ся как эф­фек­тив­ное сред­ство от про­сту­ды.
52.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Есть на карте Рос­сии, не­да­ле­ко от Ниж­не­го Нов­го­ро­да, село Хох­ло­ма, из­вест­ное те­перь всему миру сво­и­ми не­по­вто­ри­мы­ми из­де­ли­я­ми.

(2) Хох­лом­ской про­мы­сел на­счи­ты­ва­ет более трёх сто­ле­тий. (3) По одной из ле­генд, принёс на Ни­же­го­род­скую землю ис­кус­ство зо­ло­той рос­пи­си ста­ро­об­ря­дец-ико­но­пи­сец. (4) Се­ли­лись во­круг избы ма­сте­ра люди, пе­ре­ни­ма­ли его ис­кус­ство. (5) Быст­ро раз­ле­те­лась слава об умель­це, дошла и до цар­ско­го двор­ца. ( 6) По­слал царь стрель­цов за ма­сте­ром, да воля тому была до­ро­же жизни. (7) Пе­ре­дал он свои сек­ре­ты людям, поджёг избу и исчез. (8) Сго­рел ли ико­но­пи­сец вме­сте с домом или ушёл даль­ше за волей, не­из­вест­но. (9) Но оста­лись его крас­ки  — цвет жар­ко­го ко­ст­ра и чернь пе­пе­ли­ща, оста­лось ма­стер­ство го­ря­че­го серд­ца, зо­ло­тых рук да сво­бод­ной души. (1О) А ог­нен­ная жар-птица стала сим­во­лом хох­лом­ской рос­пи­си.

( 11) Ко­неч­но, это ле­ген­да, но дей­стви­тель­но ухо­ди­ли в леса ста­ро­об­ряд­цы, знав­шие сек­ре­ты зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та. (12) Де­ре­вян­ные иконы по­кры­ва­ли тон­ким слоем растёртого в по­ро­шок се­реб­ра, про­пи­ты­ва­ли оли­фой и ста­ви­ли в рус­скую печь. (13) После за­кал­ки огнём икона об­ре­та­ла новый зо­ло­ти­стый цвет. (14) А позже эти приёмы стали ис­поль­зо­вать для из­го­тов­ле­ния рас­пис­ной де­ре­вян­ной по­су­ды.

(15) Се­год­ня для на­род­но­го хох­лом­ско­го про­мыс­ла нет гра­ниц! (16) Хох­лом­ская рос­пись вышла из тра­ди­ци­он­ных рамок  —трёхцвет­ные узоры можно уви­деть на бусах, серёжках, ёлоч­ных иг­руш­ках, ри­со­валь­ных на­бо­рах, даже на ва­лен­ках и ва­реж­ках.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, на какие во­про­сы в тек­сте нет от­ве­тов:

1) Где на­хо­дит­ся село Хох­ло­ма?
2) Сколь­ко есть раз­ных вер­сий воз­ник­но­ве­ния хох­лом­ско­го про­мыс­ла?
3) Ка­ко­вы из­люб­лен­ные сю­же­ты хох­лом­ской рос­пи­си?
4) По­че­му ле­ген­дар­ный ма­стер-ико­но­пи­сец исчез?
5) Какие приёмы ис­поль­зо­ва­лись для зо­ло­че­ния икон без зо­ло­та?
53.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 14-е и 15-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
2) лек­си­че­ский по­втор
3) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
4) союз
5) ме­сто­име­ние
54.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30—А32 и В1—В5

(1) Все знают, как важно бе­речь в об­ли­ке нашей земли, нашей стра­ны всё то, что может тро­нуть че­ло­ве­че­ское серд­це и оста­вить о себе бла­го­дар­ную па­мять. (2) Од­на­ко, если при­смот­реть­ся, мы всё-таки плохо бережём то, что не­пре­мен­но надо бе­речь. (3) На­при­мер, ча­стень­ко на «клоч­ке земли, при­пав­шем к трём берёзам», можно уви­деть кучу бе­тон­но­го му­со­ра, или за­бы­тую ржа­вую се­ял­ку, или «не­тлен­ную» кучу по­ли­эти­ле­но­вых меш­ков из-под удоб­ре­ний. (4) Опуш­ки лесов и по­ло­сы ле­со­по­са­док в степи опа­ле­ны хи­ми­ка­та­ми, не­ак­ку­рат­но рас­пылёнными с самолёта. (5) Де­ре­вья в лесу ис­пач­ка­ны пят­на­ми мас­ля­ной крас­ки  — по­ме­ча­ли ту­ри­сти­че­ский марш­рут.

(6) Или ещё такой при­мер: зелёный тра­вя­ной склон горы не­ред­ко из­ре­зан гро­мад­ны­ми бук­ва­ми ка­ко­го-ни­будь при­зы­ва, на­при­мер: «Бе­ре­ги­те лес!». (7) До­сти­га­ет ли цели этот при­зыв, когда его вы­ру­ба­ют ло­па­той в зелёном дёрне? (8) После всего этого как-то даже не­лов­ко го­во­рить о тон­ко­стях вос­при­я­тия че­ло­ве­ком кра­со­ты пей­за­жа.

(9) Таким об­ра­зом, со­гла­си­тесь, за­бо­та об об­ли­ке нашей земли, без­услов­но, яв­ля­ет­ся очень важ­ной за­да­чей. (10) Ис­то­ки сы­нов­не­го чув­ства к от­чиз­не лежат там, где мы рож­да­ем­ся и живём. (11) Наша Ро­ди­на долж­на оста­вать­ся пре­крас­ной во всех угол­ках. (12) Это дело нашей со­ве­сти, нашей куль­ту­ры, это наш долг.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—4) пред­ло­же­ние, свя­зан­ное с преды­ду­щим при по­мо­щи союза и лек­си­че­ско­го по­вто­ра. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­рой (на­при­мер, 5) в об­ласть от­ве­тов.

55.  
i

Текст к за­да­ни­ям А30 и В1—В5

(1) Во­круг про­из­ве­де­ния Ра­фа­э­ля «Сикс­тин­ская ма­дон­на» все­гда было много тайн. (2) Раз­ные по­ко­ле­ния, раз­ные люди на­хо­ди­ли в «Сикс­тин­ской ма­дон­не» что-то своё. (3) Од­на­ко все еди­но­душ­но ви­де­ли в кар­ти­не не толь­ко со­вер­шен­ное про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, но и выс­шую меру че­ло­ве­че­ско­го бла­го­род­ства. (4) И вот это самое зна­ме­ни­тое про­из­ве­де­ние Ра­фа­э­ля, со­здан­ное им около 1516 года, могло быть на­все­гда уте­ря­но в годы Вто­рой ми­ро­вой войны.

(5) Перед своим кра­хом гит­ле­ров­цы спря­та­ли кар­ти­ны зна­ме­ни­той Дрез­ден­ской га­ле­реи в сырых из­вест­ня­ко­вых шах­тах и го­то­вы были во­об­ще взо­рвать и уни­что­жить бес­цен­ные со­кро­ви­ща. (6) Но по при­ка­зу со­вет­ско­го ко­ман­до­ва­ния сол­да­ты Пер­во­го Укра­ин­ско­го фрон­та два ме­ся­ца вели поиск ве­ли­чай­ших ше­дев­ров га­ле­реи. (7) «Сикс­тин­ская ма­дон­на» ве­ли­ко­го Ра­фа­э­ля ока­за­лась в ящике, ко­то­рый был сде­лан из тон­ких, но проч­ных и хо­ро­шо об­ра­бо­тан­ных пла­нок. (8) На дне ящика был укреплён тол­стый кар­тон, а внут­ри ящика  — рамка, оби­тая вой­ло­ком, на ко­то­рой и по­ко­и­лась кар­ти­на. (9) Но в дни войны ящик не мог слу­жить надёжной за­щи­той. (10) В одно мгно­ве­ние он мог вспых­нуть, и...

(11) Когда ящик нашли и от­кры­ли, перед лю­дь­ми пред­ста­ло изоб­ра­же­ние жен­щи­ны див­ной, не­зем­ной кра­со­ты с бо­же­ствен­ным мла­ден­цем на руках. (12) И со­вет­ские сол­да­ты и офи­це­ры, не­сколь­ко лет ша­гав­шие тяжёлыми до­ро­га­ми войны, сняли перед ней пи­лот­ки и фу­раж­ки.

Ука­жи­те лек­си­че­ские при­зна­ки, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют слову, вы­де­лен­но­му в 5-м пред­ло­же­нии тек­ста:

1) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "пред­став­ля­ю­щий собой очень боль­шую цен­ность, уни­каль­ный"
2) упо­треб­ле­но в зна­че­нии "мало сто­я­щий, не име­ю­щий под­лин­ной цен­но­сти"
3) си­но­ним — дешёвый
4) си­но­ним — не­оце­ни­мый
5) ан­то­ним — не­за­мет­ный
56.  
i

В каких рядах оба су­ще­стви­тель­ных от­но­сят­ся к од­но­му скло­не­нию?

1) струя, на­бе­реж­ная
2) семя, на­стро­е­ние
3) то­поль, якорь
4) сви­рель, тюль
5) пар­ниш­ка, ска­мья
57.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

В бар­хат­ной крас­ной ко­ро­боч­ке ле­жа­ли бо­е­вые ме­да­ли.

1) Муж­ско­го рода
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) в форме мно­же­ствен­но­го числа
4) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
58.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

 

Храб­рые ге­не­ра­лы по­ве­ли в бой вой­ско.

1) Оду­шевлённое
2) сред­не­го рода
3) раз­но­скло­ня­е­мое
4) в форме един­ствен­но­го числа
5) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
59.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии при­ча­стию?

 

Если он видит ото­дви­ну­тый кем-то стул, то все­гда ста­вит его на место.

1) На­чаль­ная форма - ото­дви­ну­тый
2) стра­да­тель­ное
3) дей­стви­тель­ное
4) на­сто­я­ще­го вре­ме­ни
5) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
60.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между вы­де­лен­ны­ми сло­ва­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.  Даже в хо­ро­шую по­го­ду с за­ли­ва дул рез­кий ветер.

Б.   Не­да­ром луч­шие стра­ни­цы его мно­го­чис­лен­ных книг по­свя­ще­ны людям науки.

В.   Во­круг пло­щад­ки сто­я­ли ста­рин­ные особ­няч­ки.

Г.   Я не уве­рен, смо­жем ли мы его пе­ре­убе­дить.

1)  на­ре­чие

2)  пред­лог

3)  ча­сти­ца

4)  союз

5)  ме­сто­име­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

61.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии имени су­ще­стви­тель­но­му?

70 лет назад со­вет­ские воины под­ня­ли Знамя По­бе­ды над Рейхс­та­гом.

1) Сред­не­го рода
2) вто­ро­го скло­не­ния
3) в форме един­ствен­но­го числа
4) в форме ви­ни­тель­но­го па­де­жа
5) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа.
62.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лётчик вышел, тя­же­ло ка­ча­ясь, из ка­би­ны, упал на на­гре­тую солн­цем землю и так про­ле­жал без дви­же­ния не­сколь­ко часов. (2) Но к концу дня, когда солн­це на­ча­ло кло­нить­ся к за­ка­ту, он по­ше­ве­лил­ся, от­крыл глаза и при­слу­шал­ся. (3) Ему по­ка­за­лось, что сол­неч­ный свет шумит усы­пи­тель­но и рав­но­мер­но. (4) За­га­доч­ный этот звук за­ста­вил его сесть и осмот­реть­ся.

(5) Где-то да­ле­ко, почти на самом краю земли, про­кри­чал петух, а в ку­стах за­тре­ща­ла, вер­тясь, какая-то кро­шеч­ная птица с крас­ным хо­хол­ком. (6) «Земля»,  — ска­зал лётчик, и тяжёлый комок под­ка­тил к горлу. (7) Ни­ко­гда до этих пор он не знал и не думал, что Земля так тро­га­тель­на и так нежна.

(8) Го­ло­ва у лётчика кру­жи­лась. (9) И он не видел, как де­воч­ка лет две­на­дца­ти, обык­но­вен­ная меч­та­тель­ная де­воч­ка, лю­бив­шая бро­дить по скло­нам горы и пред­став­лять себя Зо­луш­кой, из­гнан­ной из дому, бе­жа­ла к нему. (10) Она за­ды­ха­лась. ( 11) Она сразу по­ня­ла, что про­изо­шло, что это лежит раз­бив­ший­ся лётчик. ( 12) Она пла­ка­ла и не вы­ти­ра­ла слёз, они сле­та­ли с её по­блед­нев­ших щёк и брыз­га­ли на её руки и свет­лое пла­тье, но после каж­дой тяжёлой слезы глаза де­воч­ки сияли всё боль­ше и боль­ше. (13) Лётчик, оч­нув­шись, уви­дел в этих гла­зах и ла­зурь, и блеск, и неж­ность, и страх за его жизнь, и лю­бовь, такую же неж­ную, как вен­чик со­вер­шен­но кро­шеч­но­го гор­но­го цвет­ка, ще­ко­тав­ше­го его щёку.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в име­ни­тель­ном па­де­же.

63.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 1—5) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­ра­ми (на­при­мер, 8) в об­ласть от­ве­тов.

64.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Не­ко­то­рое время туман ещё дер­жит­ся, рас­сти­ла­ясь мо­лоч­ной пе­ле­ной над рекой , ко­то­рая из­ги­ба­ет­ся между жи­во­пист­ны­ми хол­ма­ми, потом под­ни­ма­ет­ся вверх и ис­че­за­ет, рас­тво­рив­шись в про­зрач­ном утрен­нем воз­ду­хе.

65.  
i

В каких при­ме­рах зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма ука­за­но пра­виль­но?

1) вы­ры­вать с кор­нем — 'уни­что­жать пол­но­стью'
2) пу­стить корни — 'вник­нуть в суть чего-либо'
3) врас­тать кор­ня­ми — 'силь­но при­вы­кать, при­вя­зы­вать­ся к чему-либо сжи­вать­ся с чем-либо'
4) под­сечь под ко­рень — 'на­не­сти не­по­пра­ви­мый вред кому-либо'
5) смот­реть в ко­рень — 'обос­но­вать­ся, осесть на одном месте'
66.  
i

Ука­жи­те, какие из дан­ных гла­голь­ных форм имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) за­яв­лю
2) за­явив
3) за­явил
4) за­яв­лен
5) за­явив­ший
67.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В5

(1) Ро­гуль­ник пла­ва­ю­щий (во­дя­ной орех)  — ред­кий, ре­лик­то­вый ев­ро­пей­ский вид се­мей­ства ро­гуль­ни­ко­вых, на­хо­дя­щий­ся в Ев­ро­пе под угро­зой ис­чез­но­ве­ния. (2) Он включён в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

(3) Ро­гуль­ник  — од­но­лет­нее вод­ное тра­вя­ни­стое рас­те­ние, ино­гда сво­бод­но пла­ва­ю­щее, но обыч­но при­креплённое ко дну. (4) Для во­дя­но­го ореха, как и для дру­гих во­дя­ных рас­те­ний, ха­рак­тер­на раз­но­лист­ность. (5) Пре­жде всего на его стеб­ле по­яв­ля­ют­ся ни­те­вид­ные, рано опа­да­ю­щие ли­стья. (6) Затем на вод­ной по­верх­но­сти ро­гуль­ник раз­ви­ва­ет одну или не­сколь­ко ро­зе­ток ром­би­че­ских, за­зуб­рен­ных ли­стьев, не­сколь­ко на­по­ми­на­ю­щих по форме ли­стья берёзы. (7) Эти ли­стья рас­по­ло­же­ны мо­за­ич­но бла­го­да­ря раз­ной длине че­реш­ков.

(8) В верх­ней части че­реш­ков име­ют­ся так на­зы­ва­е­мые «пла­ва­тель­ные пу­зы­ри»  — взду­тия, за­пол­нен­ные воз­ду­хо­нос­ной тка­нью. (9) В па­зу­хах ли­стьев по­яв­ля­ют­ся оди­ноч­ные цвет­ки с бе­лы­ми или ро­зо­ва­ты­ми про­зрач­ны­ми ле­пест­ка­ми. (10) Верх­ние доли ча­шеч­ки цвет­ка по­сте­пен­но отвер­де­ва­ют и пре­вра­ща­ют­ся в легко от­ла­мы­ва­ю­щи­е­ся шипы. (11) Ко­стян­ко­вид­ные плоды  — «орехи»  — имеют ро­го­вид­ные вы­сту­пы. (12) У во­дя­но­го ореха плоды съе­доб­ны. (13) Они также яв­ля­ют­ся цен­ным ле­кар­ствен­ным сырьём.

(14) Ро­гуль­ник пред­по­чи­та­ет пой­мен­ные озёра, куда в по­ло­во­дье по­сту­па­ет све­жая вода, а также за­во­ди рек глу­би­ной
50—200 см, с или­стым грун­том и обо­гащённой же­ле­зом водой. (15) В Бе­ла­ру­си этот вид встре­ча­ет­ся в озёрах бас­сей­нов рек При­пя­ти, Бе­ре­зи­ны, Дне­пра, Сожа, в Го­ро­док­ском рай­о­не Ви­теб­ской об­ла­сти, Жит­ко­вич­ском рай­о­не Мин­ской об­ла­сти.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

68.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Ро­зо­вые пионы по­да­ри­ли мне на день рож­де­ния.

Б.   Нам нель­зя так позд­но воз­вра­щать­ся домой.

В.   Не люблю оди­но­че­ства .

Г.   Как хо­ро­ши за­ка­ты!

1)  на­зыв­ное

2)  без­лич­ное

3)  не­опре­делённо-лич­ное

4)  опре­делённо-лич­ное

5)  дву­со­став­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б3В4Г2.

69.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  При­каз вы­сту­пать на­зав­тра об­ра­до­вал всех моих спут­ни­ков. Б.  Вода в род­ни­ке не толь­ко хо­лод­на, но и хру­сталь­но чиста.

B.  Надо ис­крен­не лю­бить и бе­реж­но хра­нить те об­раз­цы рус­ско­го языка, ко­то­рые до­ста­лись нам в на­след­ство от пер­во­класс­ных ма­сте­ров. Г.  К на­ча­лу но­во­го учеб­но­го года столы мыли с осо­бой тща­тель­но­стью: хо­те­лось по­ра­до­вать уче­ни­ков чи­сто­той.

1.  Под­ле­жа­щее.

2.  Ска­зу­е­мое.

3.  До­пол­не­ние.

4.  Опре­де­ле­ние.

5.  Об­сто­я­тель­ство.

70.  
i

Опре­де­ли­те виды при­да­точ­ных ча­стей в слож­но­под­чинённых пред­ло­же­ни­ях и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  С тех пор я все­гда что-ни­будь искал и часто на­хо­дил не­ожи­дан­ные вещи, так что про­слыл чем-то вроде до­маш­ней ищей­ки.

Б.  Кру­гом было так тихо, что по жуж­жа­нию ко­ма­ра можно было сле­дить за его полётом.

В.  Все мы знаем, что не­ле­по оби­жать­ся на дож­дик, до нитки про­мо­чив­ший нас где-ни­будь в лесу.

Г.  И вышло так, что его боль­шое воз­дей­ствие на меня ска­за­лось со­всем в дру­гом.

1.  сте­пе­ни

2.  изъ­яс­ни­тель­ная

3.  при­чи­ны

4.  след­ствия

5.  об­ра­за дей­ствия

6.  срав­ни­тель­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

71.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Хит­рость вы­нуж­де­на скры­вать­ся, муд­рость же от­кры­та и надёжна.

Б.   Когда мы имеем дело с ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ком, ни­ко­гда нель­зя очер­тить пол­но­стью его воз­мож­но­сти.

В.   Июнь­ский лес при­тя­ги­ва­ет не толь­ко своей кра­со­той, но и кла­до­вы­ми своих даров : за­цве­та­ют мож­же­вель­ник, ка­ли­на, ма­ли­на.

Г.   Он вы­ру­чил меня если не из беды, то, по край­ней мере, из очень не­при­ят­но­го по­ло­же­ния.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

72.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЕ

А)  Про­сти­те меня, мои реки!

Б)  От этих слов у меня за­пер­ши­ло в горле.

В)  Брон­зо­вый всад­ник, ле­тя­щий на не­по­движ­ном ска­ку­не.

Г)  В его жизнь вошло что-то новое, не­обыч­ное.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  дву­со­став­ное пол­ное

2)  опре­делённо-лич­ное

3)  не­опре­делённо-лич­ное

4)  без­лич­ное

5)  на­зыв­ное

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

73.  
i

Пи­шет­ся ь на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пи­жа­моч..ка
2) бур..ян
3) увлеч..cя
4) много не­удач..
5) без..ядер­ный
74.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) В любое про­из­ве­де­ние ис­кус­ства, без со­мне­ния, вло­же­на душа и серд­це его со­зда­те­ля. (2) В филь­ме или спек­так­ле всё может быть не­на­сто­я­щим, бу­та­фор­ским: стены ком­на­ты, об­ста­нов­ка, вещи, од­на­ко же чув­ства ху­дож­ни­ка, его же­ла­нья, его раз­ду­мья все­гда на­сто­я­щие, под­лин­ные. (3) Они-то как раз и со­став­ля­ют осо­бую силу ис­кус­ства, спо­соб­ную рас­тро­гать и рас­ше­ве­лить са­мо­го сдер­жан­но­го че­ло­ве­ка. (4) Сколь­ко раз вы могли ви­деть, как после окон­ча­ния ки­но­кар­ти­ны вста­ют со своих мест зри­те­ли с ещё не про­сох­ши­ми сле­за­ми на гла­зах! (5) Сколь­ко раз, ве­ро­ят­но, вы и сами за­ли­ва­лись не­удер­жи­мым сме­хом, ни­сколь­ко не сму­ща­ясь тем, что во­круг вас сидят чужие люди.

(6) Мы по­то­му-то и любим ис­кус­ство, что оно за­хва­ты­ва­ет нас, обост­ря­ет наши чув­ства, по­буж­да­ет нас ста­но­вить­ся лучше, за­став­ля­ет стре­мить­ся к свет­лым и бла­го­род­ным целям. (7) По­сти­гая «веч­ное» и «не­пре­взойдённое», мы, кроме того, на­чи­на­ем ве­рить в то, что и в каж­дом из нас за­ло­же­но то пре­крас­ное, к чему зовёт нас ис­кус­ство.

(8) По моему глу­бо­ко­му убеж­де­нию, ис­кус­ство учит и вос­пи­ты­ва­ет не толь­ко зри­те­лей, но и са­мо­го ху­дож­ни­ка, твор­че­ский путь ко­то­ро­го тру­ден и тер­нист и не­ред­ко при­но­сит огор­че­ния и глу­бо­кие разо­ча­ро­ва­ния. (9) Как и во мно­гих дру­гих про­фес­си­ях, ра­бо­та твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, без­услов­но, тре­бу­ет от него са­мо­от­вер­жен­но­сти, пол­но­го на­пря­же­ния всех сил. (10) Она за­би­ра­ет всё его время, все силы, но зато (я в этом уве­рен!) даёт ему ощу­ще­ние не­обы­чай­ной пол­но­ты и раз­но­об­ра­зия жизни.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью при­мы­ка­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в об­ласть от­ве­тов.